Женщины в Тантре и какой вклад они внесли?
Многое из того вклада, который внесли женщины, настолько органично вплелось в ткань буддийской Тантры, что уже совершенно невозможно связать каждую практику и учение с одной из конкретных женщин. Это позволило историкам ошибочно утверждать, что данная традиция развивалась мужчинами и для мужчин и не имеет никакого отношения к прозрениям или вкладу женщин.
Однако вклад отдельных женщин можно указать с высокой степенью точности и конкретности. Свидетельства их деятельности как первооткрывательниц остались в виде сохранившихся письменных памятников, их упоминаний в истории линий передачи и биографической литературы, посвященной описанию их жизненного пути и деятельности как учителей. Можно доказать, что именно женщины ввели новых божеств и новые методы практики уже существовавших божеств, среди которых — Будда Бесконечной Жизни (Амитаюс: Amitayus) и эзотерические практики Авалокитешвары (Авалокита), введенные Сиддхараджни, и мандала Чакрасамвары (Самвары), применяемая для целительства, которая происходит от йогини Нигумы.
Женщины ввели ритуалы, которые ныне широко известны в тибетском буддизме: посвящение долгой жизни, которому учила Сиддхараджни, и ритуальный пост практики Авалокитешвары, введенный бхикшуни Лакшми.
Кроме того, женщины ввели божеств в женском облике, которые среди женщин пользовались особой популярностью: например, практика Гневной Красной Тары, введенная Ваджравати, и практика Обезглавленной Ваджрайогини, которой учили Лакшминкара, Мекхала и Канакхала.
За исключением Гневной Красной Тары, относительно которой мне пока не удалось найти документов, подтверждающих, что ее культ сохранился, все эти божества и связанные с ними практики сохранились до наших дней.
Кроме этого, основоположницами буддийской Тантры можно считать женщин, упоминаемых в ее анналах как учителя и гуру — по сути, как духовные матери — мужчин, почитаемых основателями этого движения.