Женщины в Тантре и какой вклад они внесли?

Многое из того вклада, который внесли женщины, настоль­ко органично вплелось в ткань буддийской Тантры, что уже совершенно невозможно связать каждую практику и учение с одной из конкретных женщин. Это позволило историкам оши­бочно утверждать, что данная традиция развивалась мужчина­ми и для мужчин и не имеет никакого отношения к прозрениям или вкладу женщин.

Однако вклад отдельных женщин можно указать с высокой степенью точности и конкретности. Свиде­тельства их деятельности как первооткрывательниц остались в виде сохранившихся письменных памятников, их упоминаний в истории линий передачи и биографической литературы, по­священной описанию их жизненного пути и деятельности как учителей. Можно доказать, что именно женщины ввели новых божеств и новые методы практики уже существовавших божеств, среди которых — Будда Бесконечной Жизни (Амитаюс: Amitayus) и эзотерические практики Авалокитешвары (Авалокита), введен­ные Сиддхараджни, и мандала Чакрасамвары (Самвары), применяемая для целительства, которая происходит от йогини Нигумы.

Женщины йогини в Тантре и их вклад
Женщины йогини в Тантре и их вклад

Женщины ввели ритуалы, которые ныне широко известны в тибетском буддизме: посвящение долгой жизни, которому учила Сиддха­раджни, и ритуальный пост практики Авалокитешвары, вве­денный бхикшуни Лакшми.

Обезглавленная Ваджрайогини
Обезглавленная Ваджрайогини

Кроме того, женщины ввели бо­жеств в женском облике, которые среди женщин пользовались особой популярностью: например, практика Гневной Красной Тары, введенная Ваджравати, и практика Обезглавленной Ваджрайогини, которой учили Лакшминкара, Мекхала и Канакхала.

Мекхала и Канакхала
Мекхала и Канакхала

 

За исключением Гневной Красной Тары, относительно которой мне пока не удалось найти документов, подтверждаю­щих, что ее культ сохранился, все эти божества и связанные с ними практики сохранились до наших дней.

Йогини в Тантре
Йогини в Тантре

Кроме этого, основоположницами буддийской Тантры можно считать женщин, упоминаемых в ее анналах как учителя и гуру — по сути, как духовные матери — мужчин, почитаемых основателями этого движения.

Оставьте комментарий