История Тантры

Ведические тексты

В гимн Кешин Риг Веды (10.136) описывает «безумного одиночку», который по мнению Карел Вернера (Karel Werner),

«неся в себе огонь и яд, небо и землю, простирающийся от энтузиазма и творческого подхода к депрессии и агонии, с высоты духовного блаженства в тяжесть земного труда».

Ригведа использует слова почитания этими одиночками, и либо это имеет отношение к Тантре или нет, истолковывается оно по-разному. По словам Дэвида Лоренцена (David Lorenzen), оно описывает Муни (мудрецов)  испытывающих Тантра-подобное «экстатическое, измененное состояния сознания» и обретают способности «летать с ветром». В отличие от этого, Вернер предполагает, что это только начало йоги пионеров и опытных йогов древней до-буддийской индийской традиции, и что этот Ведический гимн говорит о тех, «погруженных в мысли», чьи

«личности не привязаны к земле, ибо они идут по пути мистического ветра».

История Тантры и её возникновения
История Тантры и её возникновения

Две старейших Упанишады, священных Писания индуизма, в Брихадараньяка Упанишаде (Brihadaranyaka Upanishad) в разделе 4.2 и Чхандогья Упанишады (Chandogya Upanishad) в разделе 8.6, обращаются к нади (hati) при изложении своей теории о том, как Атман (душа) и тело связаны и взаимозависимы за счет энергии несущей артерии, когда одна бодрствует или спит, но они не упоминают то, что связано с Тантрическими практиками.

Гора Меру
Гора Меру

В Шветашватаре Упанишаде (Shvetashvatara Upanishad) описывает контроль дыхания, что стало стандартной частью Йоги, но Тантрические практики не проявляются в ней. «Йога-сутры» Патанджали являются ранними кодификациями Йогических практик. Позднее, по данным Лоренцена, эти ранние связанные йога-идеи превращаются в Хатха-йогу, а затем переходят в «мистическая анатомию» нади и чакр тантрической практики.

В 7-го веке н. э. шаманско-йогическая составляющей Тантризма явно появляется в Тантрической форме в Харшачарита Банабхаттта (Harshacharita Bāṇabhaṭṭa) и Дашакумарачарита Дандин (Dashakumaracharita Daṇḍin). В отличие от этой теории Лоренцена, другие ученые, такие как Мирча Элиаде (Mircea Eliade), считают, что йога и развитие Йогические практики происходило отдельно и независимо от эволюции тантры и Тантрических практик.

Мирча Эллиаде
Мирча Элиаде

Дэвид Гордон Уайт (David Gordon White) рассматривает Йогини культы как основополагающие для ранней тантры, но ученые спорят те, которые видят корни в «автохтонных не-ведийских источниках» подобно коренным племенам или цивилизациям долины Инда. Наоборот, Уайт говорит о  текстах Ведических Сраута (Vedic Srauta) упоминают подношения богиням Рака (Rākā), Синивали (Sinīvālī) и Куху (Kuhū) аналогично тантрическому ритуалу.

Девид Гордон Уайт
Девид Гордон Уайт

Фредерик Смит (Frederick Smith) – профессор санскрита и классической индийской религии, рассматривает тантру существующей параллельно религиозному движению — движению Бхакти 1-го тысячелетия нашей эры. Тантре наряду с Аюрведой, по мнению Смит (Smith), традиционно приписываема Атхарваведа, но эта атрибуция является одним из видов проявления уважения, но не историчности. Аюрведа — это в первую очередь эмпирический опыт с Ведическими корнями, но Тантра же была эзотерической, фольклорным движением без обоснованности, которую можно проследить в Атхарваведе или любом другом ведическом тексте.

Барельеф в Гандхаре
Барельеф в Гандхаре

Буддийские барельефы

Серия произведений искусства, обнаруженных в Гандхаре, на территории современного Пакистана, датируется примерно 1-м веком н. э., показывают, буддийских и индуистских монахов с черепами. Одна из них изображает Будду, сидящего в центре, и на его стороне обоих буддийского монаха и индуистский монаха.

Гандхара вид сверху - несколько мандал собраны в одном месте
Гандхара вид сверху — несколько мандал собраны в одном месте

Предания, связанные с этими произведениями искусства встречается в буддийских текстах, и описывают монахов «которые стучат черепами и предсказывают будущие перерождений человека, которому этот череп принадлежал». По словам Роберта Брауна (Robert Brown), эти буддистские со стучащими черепами барельефы свидетельствуют о тантрических практиках, которые могли быть в моде в 1-м веке н. э., заметно проявляются  в Буддийском искусстве и текстах.

Смрити

Статуя  богини Дурги (2-го века) убивает демона Буйвола из Матхуры. Таким образом, художественное произведение изображает богиню культуры, но не обязательно Тантры.
Махабхарата, Хариванша, Деви Махатмья (Mahabharata, Harivamsa, Devi Mahatmya) в Маркандея-Пуране (Markandeya Purana) все содержат упоминание жестокой, убивающей демонов проявление Великой богини, Махишамардини (Mahishamardini), которая отождествляется с Дургой-Парвати (Durga-Parvati). Это предположение почитания и поклонения богине в культуре Индии является устоявшейся традицией (Шактизм), в первые века 1-го тысячелетия. Однако, это вовсе не значит, что Тантрические ритуалы и практики были тогда частью индуистской или буддийской традиции.

Статуя богини Дурги - только культурный феномен, а не образ Тантры
Статуя богини Дурги — только культурный феномен, а не образ Тантры

«Кроме сомнительных ссылок на Тантру в надписе Гангадхары 423 года», — утверждает Дэвид Лоренцен, только источник 7-го века Кадамбари Банабхатта (Kadambari Banabhatta), который является убедительным свидетельством о Тантре и Тантрических текстах.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s